Камеры, развязки и искусственные препятствия: Как приводят в порядок дороги Тернопольщины (ФОТО)

За ремонт дорог брались и китайцы, и азербайджанцы, и даже чиновники проверяли качество ремонтных работ

Ирина Яцкова

По словам дорожников, прошлый год стал годом масштабного обновления дорожной инфраструктуры Тернопольщины. На год нынешний - не меньше планов.

В первую очередь автодоровцы решили ремонтировать трассу Тернополь - Львов. Ремонт трассы стал приоритетом тернопольских дорожников. Стартовали масштабные ремонтные работы на одной из самых загруженных транспортных магистралей края - Тернополь - Львов. Вся трасса М-09 получила новое покрытие. Идею масштабного строительства еще в начале года предложил руководитель Укравтодора Славомир Новак. Цельная магистраль в будущем будет длиной почти 900 километров и будет пролегать через девять областей.

А уже в октябре за ремонт тернопольских дорог взялись китайцы. "Укравтодор" и китайская компания Xinjiang Communications Construction Group Co Ltd подписали контракт по капитальному ремонту участков автодороги Стрый - Тернополь - Кропивницкий - Знаменка. Это первый случай, когда в рамках проектов дорожной отрасли в Украине, финансируемых за счет международных финансовых организаций (МФО), работает китайская компания. На нее возлагают немалые надежды, особенно в отношении качества и обслуживания.

Ремонт автомагистрали М-09 даже лично проверил первый вице-премьер-министр Украины - министр экономического развития и торговли Степан Кубив. И обрадовался, что все делается качественно и ответственно. По его словам, правительство заложило в бюджет-2018 42,8 миллиарда гривен для того, чтобы продолжить ремонтные работы на дорогах Украины.

Чтобы уложиться в сроки, привлекли еще одну компанию - польско-азербайджанскую. Ее привлекли, чтобы сделать трассу, которая является составной частью транснационального коридора Go Highway, быстрее и качественнее.

"Для того, чтобы вовремя сдать объект, мы поставили себе цель приобщить к выполнению работ дополнительные компании. Собственно, сегодня, кроме компании "Техно-Буд-Центр", которая является генеральным подрядчиком, на эту магистраль вышла еще и польско-украинская компания "Алло"". Такой шаг позволит быстрее двигаться в направлении скорейшей реализации проекта", - заверил председатель облгосадминистрации Степан Барна.

Попробовали дорожники и ноу-хау: автодоровцы Тернопольщины впервые применили новый подход к ремонту автодорог. Это так называемый маршрутный принцип, по которому право на первоочередной ремонт имеют только магистрали и главные дороги.

3 апреля определили цель №1 - полное обновление трассы М-19 Доманово-Ковель-Черновцы-Теребляче, которую начали ремонтировать еще в 2016 году. В общем М-19 является одной из ключевых автодорог, соединяющей Тернополь не только с Киевом, но и с Беларусью, Польшей, Румынией.

В конце ноября, в связи с интенсивностью движения, дорожники решили на недоремонтированных участках нанести временную разметку - 45 км от границы с Ровенской областью до села Колодно. Остальные участки обновленной в 2017 году трассы М-19 - готовы. "К сожалению, из-за недофинансирования всю запланированную протяженность отремонтировать в 2017 году не удалось. Обновление трассы продолжим уже в новом сезоне," - пояснил руководитель Службы Богдан Юлик.

Мелкие дороги - по "остаточному" принципу

За прошлогодний сезон дорожники обновили 32 километра покрытия на местных дорогах. Это участки дорог Грабовец - Скоморохи, Великая Березовица - Буцнив, Пороховая - Космирин, Джурин - Поповцы, Поток - Конюхи - Хоростец.

Хотя дорожники и это считают масштабным обновлением местных дорог, ведь не видели здесь ремонта 30-40 лет. Теперь получили новое покрытие. На эти работы весьма уместными стали деньги, так называемого, таможенного эксперимента.

В области перечисления от Тернопольской таможни для восстановления "сельских" дорог составили почти сотни миллионов гривен.

Дорожники имеют немало надежд, но неизвестно, насколько удачным будет нынешнее нововведение: с 1 января 2018 года управление дорогами общего пользования местного значения осуществляется обладминистрацией. Для этого в структуре ОГА создали отдельный Департамент развития инфраструктуры и дорожного хозяйства, который и должен обеспечивать управление дорогами местного значения.

Новые развязки на "убийственных" перекрестках

Автодоровцы решили положить конец трагедиям в тех местах, где едва ли не каждый год происходят несколько ДТП, в том числе и со смертельным исходом. Так, пересечение автомобильных дорог государственного значения Н-18 Ивано-Франковск - Бучач - Тернополь и Галич - Подгайцы - Сатанов уже много лет имел у водителей дурную славу. Теперь здесь дорожники оборудовали решения с "островками безопасности". А проезд транспорта регулирует система светофоров.

Еще одним местом концентрации ДТП считалось пересечение международной дороги М-19/Е-85 и объездной Тернополя Р-41. Непродуманный Т-образный перекресток на северном въезде в областной центр годами причинял неудобства водителям. Чтобы движение транспорта было безопаснее, дорожники оборудовали там транспортную развязку по типу "кольцо". Кроме того, сделали освещение, информационные табло и знаки, напоминающие водителям об изменении движения.

"Более того, мы воплотили в жизнь экспериментальный проект: построили на трассе Н-02 /М-06/ - Кременец - Белая Церковь - Ржищев - Канев - Софиевка системы замедления трафика дорожного движения. Ряд искусственных препятствий заставит водителей снизить скорость и уменьшит количество ДТП. При этом, в отличие от "лежачих полицейских", система никак не вредит транспортным средствам", - говорит не без гордости Богдан Юлик.

Первый объект системы замедления расположен возле села Плоское на трассе Н-02 /М-06/. Дорожники оборудовали специальный изгиб дороги, благодаря которому водители не смогут ехать по дороге быстрее, чем 60 километров в час.

А еще на автодорогах области установили почти два десятка камер видеонаблюдения. Они расположены на опасных участках дорог, спусках и подъемах и крутых поворотах. Дорожники объясняют, что такие технологии значительно экономят время и позволяют оперативно отреагировать на ситуации, которые возникают на дороге. "Видеокамеры функционируют в режиме он-лайн. Это дает возможность наблюдать в реальном времени за тем, что происходит на том или ином участке дороги, мониторить состояние проезда, интенсивность движения, следить за изменениями погодных явлений, особенно в зимний период," - говорит Богдан Юлик.

Планов – куча. Асфальта нет...

Сеть же дорог общего пользования на Тернопольщине составляет 5,1 тыс. км, из которых: 1,5 тыс. км - дороги государственного значения и 3,5 тыс. км - местные автодороги. В этом году регион планирует получить два миллиарда гривен на ремонт дорог. Губернатор Тернопольщины публично объявил 2018 год годом строительства дорог области. Хотя проблем, как и в прошлом году - куча.

"В области некому делать дороги. Подрядчики не успевают, - жалуется председатель облгосадминистрации Степан Барна. - Мы активно работаем над привлечением потенциальных инвесторов, которые будут строить асфальтные заводы и дороги в нашей области. Впрочем, ставим перед ними несколько требований - это регистрация на Тернопольщине, создание рабочих мест и уплата налогов. Ибо те четыре завода, которые уже работают на территории нашего края, сегодня не могут обеспечить потребность области в асфальте."

Планируют продолжить ремонтировать старые и строить новые дороги. Помимо завершения строительства магистрали Тернополь - Кременец, возьмутся за дорогу Тернополь - Хмельницкий и объездную Тернополя. Восстанавливать будут также сельские дороги. "Тернопольщина, по предварительным расчетам, получит от 315 до 350 млн грн. на содержание и обслуживание сельских дорог. Мы уже активно обсуждаем с главами районных администраций, с главами общин вопросы относительно формирования дорожной сети, которая сегодня составляет почти 3,6 тыс. км дорог местного значения. Ведь никто таких ресурсов в сельские дороги никогда не вкладывал", - подчеркнул Барна. Однако не уточнил, за счет чего покроют ощутимую нехватку асфальта и где возьмут подрядные организации.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Тернополь